Андраник Эскандарян вместе с сыном Алеко едут на 8-е Панармянские Игры 2023 в Армению. Арарат Мамбреян – об удивительной карьере малоизвестного Андраника Эскандаряна.
Апрель 1980 года. Все, что хотел в этот день Андраник Эскандарян - только выйти на футбольное поле. В Форт-Лодердейле было жарко и душно, его «Космос» проигрывал 4:1, и до конца матча оставалось меньше минуты.
Эски - так его называли фанаты «Космоса» - не имел никакого отношения к происходящему в Иране, где местные экстремисты держали в заложниках 52 американцев. Будучи христианином в исламском Иране, он сам был в меньшинстве. Но это не имело никакого значения для 26-летнего Ричарда Крокера – для него Андраник был обычным выходцем из Ирана. Чудак вылетел как черт из табакерки, перепрыгнув через ограждение, он оказался на поле, где набросился на Андраника Эскандаряна. К счастью для всех, у него не было оружия в руках, товарищи по команде быстро смогли оттащить психопата от футболиста.
«Был конец матча, жара сбивала с ног, я жутко устал и тут почувствовал, как кто-то сзади рубит меня» - вспоминает Андраник. «К счастью, наша скамейка находилась рядом, и мне помогли ребята, этот парень был на самом деле чокнутый. Я всегда был далек от политики, но для него, похоже, это не играло никакой роли».
Андраник Эскандарян родился в Тегеране, чьи предки перебрались туда из Армении во время Геноцида армян. Андраник играл на позиции правого защитника. Он не выделялся ростом, но был достаточно крепким и неуступчивым игроком. Эскандарян начал свой профессиональный путь в футболе играя за местный «Арарат», основной состава которого был укомплектован такими же эмигрантами из Армении, как он сам.
Перебравшись в «Эстеглал» и поиграв там на высоком уровне несколько лет, Андраника пригласили в сборную Ирана. Предстоял мундиаль в Аргентине. Играя против сборных Голландии, Перу и Шотландии, персидская сборная зацепила только одну ничью. Мало того, что Иран попал в группу смерти, так еще и против них были арбитры. Только в матче с шотландцами судья не назначил 2 пенальти в пользу сборной Ирана. В двух других играх они неизменно получали пенальти в свои ворота. Единственное очко было заработано как раз в игре с британцами. В этом матче Андраник отличился с отрицательной стороны, срезав мяч в свои ворота после удара Кенни Далглиша.
После чемпионата мира 1978 года в Аргентине, на Андраника обратили внимание в MLS. В своих рядах Эскандряна очень хотел видеть нью-йоркский «Космос», который набирал космический состав под стать своему имени. Переезд в США для иранских армян тогда был обычным делом. В свое время отличным примером для армян стал иранский боксер армянского происхождения, дважды представлявший эту страну на Олимпийских играх - Майк Агасси, отец легендарного Андре Агасси. Так американская мечта для Андраника стала реальностью.
Эскандарян старший прилетел в Нью-Йорк. Он не знал ни одного слова по-английски. Через неделю состоялась первая тренировка, на которую он опоздал бы, не встретив по дороге некоего Франца Беккенбауэра, который заметил молодого парня в экипировке «Космоса». Заблудившегося армянина легендарный «Кайзер» взял под свое крыло и вместе они побрели на тренировку. По пути в раздевалку немец понял, что потерял амиго (именно так Бекенбауэр называл Эскандаряна).
Андраник остановился и замер, перед ним стоял король. Год назад он официально закончил с футболом, но временами навещал свою бывшую команду - это был Пеле. Белоснежная улыбка бразильца, чуть не отправила в обморок Эски в первый же день нахождения в клубе.
В дебютном сезоне за новый клуб Эскандарян помог нью-йоркскому «Космосу» стать чемпионом, хотя ему еще предстояло стать стопроцентным игроком основного состава. С первых же дней у него были явные проблемы как с адаптацией, так и с взаимоотношениями с партнерами, которые часто принимали армянина за массажиста. А один из игроков и вовсе попросил сбегать в раздевалку за гетрами. Единственным, кто узнавал в бородатом и лохматом брюнете защитника «Космоса», а также помогавшим ему с адаптацией, был тот самый Бекенбауэр. На раскачку Андранику потребовался год, затем он уже влился в команду и стал основным футболистом.
В следующем году «Космос» перетянул к себе еще одну легенду. Соседом Андраника по раздевалке оказался Йохан Нескенс. Команда снова вышла в финал, по дороге расправившись с «Вашингтон Дипломатс» Йохана Кройффа. Теперь в финале «Космос» ждал «Страйкерс» Герда Мюллера, который в свои 35 отличался в каждом втором матче. Эскандарян и Бекенбауэр тогда зацементировали оборону своей команды, так и не дав ничего сделать Мюллеру. Напротив, в одном из эпизодов Эскандарян не убрал ногу и сыграл грубо против немца, которого после этого стыка в конце первого тайма заменили. Сам Эски тоже травмировался и ушел с поля во втором тайме с чувством выполненного долга. Без Герда «Космос» легко разгромил своего соперника и стал двукратным чемпионом Североамериканской футбольной лиги.
Эски наслаждался каждым выходом на поле широченных американсих стадионов. Шикарными голами от Нескенса, от подсказок самого Кайзера. Часто матчи «Космоса» собирали более пятидесяти тысяч болельщиков, парней носили на руках. После матчей команда собиралась и расслаблялась в разных ресторанах. Джорджо Киналья любил собирать команду в итальянском ресторане, которых в Нью-Йорке было пруд пруди, заказывал беспрерывно тарантеллу, а за все это платил Бекенбауэр. Эски наслаждался дружбой с аргентинским вингером Анджело Ди Бернардо, который рос рядом с армянским кварталом в Буэнос-Айресе и мог перекинуться парой фраз с Андраником на его родном армянском, с британским бунтарем Аланом Грином, который во время сборов в Боливии на спор пил пиво, стоя на голове, пока оно не полилось из носа.
После окончания триумфального сезона, Андраника пригласили на самое настоящее футбольное пиршество, которое сейчас трудно представить. Он попал в список вызванных футболистов на матч всех звезд MLS. Тогда футбол в Америке всеми способами пытались популяризировать. Собрались все сливки мирового футбола. За сборную звезд мира играли Герд Мюллер, Руд Крол, Теофило Кубильяс, Йохан Кройфф, Джорджио Каналья, Джордж Бест и многие другие. Об этом он и мечтать не мог в начале карьеры, играя за тегеранский «Арарат».
Перед самым развалом «Космоса» в 1984 году FIFA разыгрывала транс-атлантический кубок. В финале «Космос» сошелся с «Барселоной», за которую начинал в то время играть Марадона. Игра проходила на ковре без шипов. Но в начале матча в одном из эпизодов Эскандарян жестко пошел в стык с Марадоной, тот, переворачиваясь по ковру, принялся покрывать матом своего обидчика, приняв его за испаноговорящего. В том матче Андраник сделал 2 голевые передачи, «Космос» обыграл «Барселону» 5:3, Марадона не забил пенальти и весь матч держался подальше от второго номера американцев.
Андраник Эскандарян отыграл почти 200 матчей за нью-йоркский «Космос», став в одну величину с другими легендами местного клуба. После того как команда лишилась финансирования, «Космос» покинули все ее звезды: Бекенбауэр, Нескенс, Карлос Альберто, Богичевич, но Эскандарян остался вплоть до прекращения деятельности клуба. Он был верен клубу даже во времена, когда «Космос» унизительно понизили до любительской лиги.
Эски завязал с футболом в 33 года. После окончания карьеры посвятил себя управлению спортивным магазином в Нью-Джерси, который открыл вместе с бывшим партнером по «Космосу» Хубертом Бикенмайером. Их связывает не только долгая совместная карьера в «Космосе», но и крепкая дружба.
Перед началом сезона 1979/80 «Космос» при поддержке Бекенбауэра решил совершить турне по Германии. Договорились сыграть против «Фрайбурга», ворота немцев в том матче защищал Хуберт Бикенмайер. Он ловил все, что летело в его сторону. Матч закончился нулевой ничьей. Андраник, за год неплохо подучивший английский, после матча подошел к Францу и сказал.
- Слушай, Кайзер, твой соотечественник похоже рвется в Америку, ты не заметил этого? Бекенбауэр в ответ усмехнулся. «Космос» улетел обратно в штаты с Хубертом на борту.
Первое время немцу было очень трудно. Бекенбауэр после матчей занимался клубными делами - он был послом «Космоса», вел важные переговоры со спонсорами. Уже тогда он был превосходным управленцем и вместе с Пеле продвигали бренд «Космоса». Ему было не до дел земляка Хуберта. Поэтому с адаптацией в новой стране Биркенмайеру помогал Андраник. Первое время немец жил у Эскандаряна дома, и они вместе приезжали на тренировку и жили в одном номере в гостевых матчах. Андраник очень любил подшучивать над Хубертом.
Андо было скучно, и он каждый раз, когда команда останавливалась в отеле, подкладывал письмо под дверь номера Биркенмайера с записью «Джуди тебя любит». Это только мотивировало голкипера, ему было 30 лет, и он не был женат. Окрыленный немец, со временем вытеснил из состава основного вратаря Ясина. Ему казалось, что у него есть тайная поклонница, которая следует за ним и персонально болеет за него.
Каждый раз за завтраком он перед командой восхищенно делился о тайной поклоннице по имени Джуди. Мол, представляете, каким я крутым и узнаваемым стал. «Куда бы я ни шел, мне достаются любовные записки от одной женщины. Эти записки преследуют меня!» Андранику нравилось его настроение, особенно когда он с важным видом вставал из-за стола, и команде оставалось только смеяться над ним в след. Но вскоре Хуберт стал невыносимым и требовал узнать, каким образом эта женщина узнает каждый раз о месте его нахождения. Эски проделывал это в каждом отеле, где команда останавливалась. Вашингтон, Лос-Анджелес, Бостон. Но однажды, когда уставшая команда вернулась домой после игры, в которой Хуберт допустил грубую ошибку, Андраник изменил текст нового послания для немца, чтобы как-то подбодрить его и всю команду.
На следующий день после того матча, на обеде перед всеми немец сказал, что Джуди сегодня собирается ему позвонить. Тут все и закончилось. Команда валялась на полу. Хуберт был страшно зол на всех. После того как он не смог поймать Андраника, который бегал от него вокруг стола, Хуберт собрал все его вещи и бросил их под душ.
В 1982 году Биркенмайер решил открыть футбольную лавку, дав ей название «Спортивный магазин Беркенмайера» (несмотря на то, что законным владельцем на протяжении уже долгого времени является Эскандарян, магазин по сей день носит данное название). Вскоре после распада «Космоса» Хуберта позвали в Чикаго, контракт с «Космосом» был разорван. К этому времени он так и не смог обзавестись семьей. В этот же год у Андраника родился сын Алеко, в любительской лиге платили мало и новоиспеченный отец обдумывал варианты для дополнительного заработка.
Андраник перед отъездом Хуберта поинтересовался у него о судьбе магазина. Немец ответил, что либо продаст его, либо закроет. Тогда Эскандарян сказал, что хотел бы купить его, и поинтересовался о цене. Хуберт ответил, что в магазине пылится спортивный инвентарь, и отдал все за пол цены своему другу перед отъездом. Андраник после окончания карьеры развил свой бизнес, открыл еще два магазина спортивной атрибутики и с женой Анаит полностью сосредоточился на семейной жизни, воспитывая сыновей Алеко и Ару.
«Если вы любите свою работу, значит вы можете заниматься этим всегда. Я с нетерпением жду каждый новый день, чтоб вновь приходить сюда. Тут дружественная атмосфера. Этих людей ты знаешь много лет» - говорит Андраник. «Некоторые дети приходили к нам вместе со своими отцами выбирать себе футбольные бутсы, теперь они же приходят к нам уже со своими детьми. Это делает нас счастливыми»
6 лет назад Пеле объявил, что «Космос» возрождается, привлекли серьезных спонсоров в лице «Fly Emirates», cпортивным директором клуба через год был назначен Эрик Кантона. Через спонсоров в команду удалось привлечь Маркоса Сенну, а через сезон и вовсе легендарного Рауля. Он перед уходом из футбола и помог «Космосу» вернуться в региональную лигу, еще свою роль сыграл Алеко Эскандарян, сын того самого Андраника Эскандаряна.
По случаю такого события, в Нью-Йорке собралась вся старая гвардия той космической команды. Эски с партнерами успели вспомнить все: нападение на него безумного фаната, опоздание на тренировку, встречу с Бекенбауэром, посиделки в ресторанах, игры против Кройффа и Мюллера, первую встречу с Биркенмайером, стык с Марадоной и про историю с Джуди.